Диалектика мифа

Диалектика мифа
        «ДИАЛЕКТИКА МИФА» — произведение А.Ф. Лосева (1930). В нем он пытался синтезировать метафизику всеединства с символистской картиной реальности. Соответственно, действительность изображается как совокупность символов, наиболее значимыми разновидностями которых являются имя и миф. Имя вещи представляет собой «узел бытия», его глубинно скрытый нерв. Наибольшую полноту и глубину имя обретает, когда охватывает сокровенный слой бытия, когда оно раскрывается как миф. Миф — это «энергийное самоутверждение личности» (Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 99).
        Миф как жизненная реальность характерен не только для отдаленных исторических эпох; отдельные элементы мифологического сознания могут действовать с разной степенью проявленности и в современном обществе. Но при этом фактическая роль и значимость этих мифологических пластов сознания существенным образом изменяется, наполняется новым, часто прямо противоположным по своей социальной значимости содержанием. Если в отдаленные исторические эпохи мифология чаще всего имела созидательно-интегративную функцию, то в современных условиях мифологизация сознания, как правило, оборачивается своей негативной стороной. Происходит, напр., мифологизация (фетишизация) понятия материи, приводящая к утверждению упрощенных трактовок природы человека и общественной жизни. Одновременно Лосев выступает против расширительной трактовки мифологического компонента культуры, когда последний отождествляется с религиозностью вообще. Он полагает, что религия и мифология — существенно различающиеся по своему содержанию образования; особенно отчетливо это обнаруживается при сопоставлении мифологии с христианством.
        Одно из наиболее значительных различий между ними заключается в их отношении к знанию. Мифология вообще не знает наряду с собою такой особой формы восприятия и осознания мира, как знание. Христианство же не только в полной мере осознает всю важность и необходимость знания в жизнедеятельности людей, но и в вере усматривает многие черты, сближающие ее со знанием. И это, возможно, потому, что вера знает свой предмет, ведь верят в собственно религиозном, а не в обыденном смысле слова, не во что-то вообще, не в некое аморфное Нечто, а в некоторую вполне определенную высшую духовную сущность, наделенную присущими только ей качествами и свойствами, отличающими ее от всего другого. «Но учитывать ясные и существенные признаки предмета, не значит ли знать предмет? Конечно, да. И потому вера в сущности своей есть знание» (С. 104).
        В.И. Кураев

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Диалектика мифа" в других словарях:

  • Диалектика мифа —    произв. Лосева (1930). Как философ Лосев весьма полно раскрылся уже в своих первых работах, наиболее значительными из к рых были Философия имени (1927) и Д. м. . В них он придерживается идей метафизики всеединства. Правда, в Д. м. они (в силу… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Диалектика мифа — «Диалектика мифа»  философская работа А. Ф. Лосева, опубликованная в 1930. Книга прошла предварительную цензуру, однако была издана автором с некоторыми добавлениями. Во время подготовки издания, 18 апреля 1930, автор был арестован, в том… …   Википедия

  • Диалектика мифа (Лосев) — «Диалектика мифа»  философская работа А. Ф. Лосева, опубликованная в 1930. Книга прошла предварительную цензуру, однако была издана автором с некоторыми добавлениями. Во время подготовки издания, 18 апреля 1930, автор был арестован, в том… …   Википедия

  • ДИАЛЕКТИКА — [греч. διαλεκτική (τέχνη) искусство беседы, от διαλέϒομαι спор], философский и богословский термин, обозначающий на различных этапах его существования: 1) искусство спора в диалоге; 2) установление противоположностей и связи между ними; 3) способ …   Православная энциклопедия

  • ДИАЛЕКТИКА — (от греч. dialektike (techne) искусство вести беседу, спор) филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и… …   Философская энциклопедия

  • ДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ФИЛОСОФСКИЕ ФРАГМЕНТЫ — ’ДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ. Философские фрагменты’ (‘Dialektik der Aufklaerung. Philosophische Fragmente’, 1947) совместная работа Хоркхаймера и Адорно. Основной пафос книги бросаемый авторами вызов безудержной вере в исторический прогресс, не… …   История Философии: Энциклопедия

  • “ДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ФИЛОСОФСКИЕ ФРАГМЕНТЫ” —     “ДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ФИЛОСОФСКИЕ ФРАГМЕНТЫ” (Dialektik der Aufklärung. Philosophische Fragmente. Amst., 1947; рус. пер. 1997) работа написанная совместно двумя ведущими теоретиками Франкфуртской школы М. Хоркхаймером и Г. В. Адорно,… …   Философская энциклопедия

  • ДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ. Философские фрагменты — ( Dialektik der Aufklaerung. Philosophische Fragmente , 1947) совместная работа Хоркхаймера и Адорно . Основной пафос книги бросаемый авторами вызов безудержной вере в исторический прогресс, не только составляющей одно из основоположений… …   Социология: Энциклопедия

  • ДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ. Философские фрагменты — ( Dialektik der Aufklaerung. Philosophische Fragmente , 1947) совместная работа Хоркхаймера и Адорно. Основной пафос книги бросаемый авторами вызов безудержной вере в исторический прогресс, не только составляющей одно из основоположений… …   История Философии: Энциклопедия

  • Лосев, Алексей Фёдорович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лосев. Алексей Фёдорович Лосев …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»